четверг, 24 февраля 2011 г.

Архитектура древнего Киева


Прежде чем перейти к новому Киеву, вот информация о том как он выглядел ранее:


Начало времён.

Первые, известные нам, поселения людей на территории Киева, относятся ко времени позднего палеолита (около 20 тыс. лет тому назад ). Одно из таких поселений – « Кирилловскую стоянку » открыл в 1893 году выдающийся киевский археолог Викентий Хвойка (1850 – 1914) на Кирилловской (современное название - Фрунзе) улице, в усадьбах 59 – 61. Во время раскопок были найдены предметы жизненной деятельности человека; орудия труда изготовленные из кремния, обломки бивней мамонта с нанесенными на них рисунками и следы жилищ которые строились с использованием дерева, костей и бивней мамонтов, а сверху накрывались шкурами. Стоянка была достаточно долговременной, на это указывает большое количество костных останков животных, составляющих основной рацион поселенцев. Только мамонтов здесь было добыто около 67.

Трипольская культура.


Стоянки позднего палеолита, как и последующих периодов, имели временный характер. Перемещались животные, объекты охоты, мигрировали следом за ними и люди. Такое переселение продолжалось до той поры пока люди не научились обрабатывать землю, выращивать злаковые культуры, разводить домашний скот, строить надежные жилища, что в свою очередь позволило им вести более оседлый образ жизни. Так сформировалась эпоха «Трипольской культуры » (ІV – начало ІІІ тыс. до нашей эры). Первые поселения этой новой стадии развития общества, были открыты Викентием Хвойкой в конце ХІХ века возле села Триполье, Киевской губернии, отчего и произошло название.

В Киеве найдено достаточно много следов трипольской культуры. В конце ХІХ века, опять же на Кирилловской ( теперь Фрунзе) улице, было обнаружено несколько поселений состоящих из жилищ полуземляночного типа, прямоугольной формы. Жилища (длиной от 3 до 5 м, шириной от 2 до 2,5 м, с углублением от 0,75 до 1,5 м) впечатляют своими размерами. Стены были сделаны из оплетенных лозой и обмазанных глиной деревянных кольев. Крышу поддерживали вкопанные в землю деревянные столбы. Из глины же были сделаны и печи, с полукруглыми сводами и дымоходами. В некоторых жилищах вместо печи, на полу были устроены очаги. Несколько жилищ имели две камеры под одной крышей, которые соединялись переходом. Предметы быта, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наряду с изделиями из меди, поселенцы по прежнему, широко использовали орудия труда, сделанные из костей животных и камня. Занимались земледелием и скотоводством, достигли больших успехов в гончарном деле и ткачестве. Они безусловно вели оседлый образ жизни.

Зарубенецкая культура

Эпоха бронзы (конец ІІІ тыс. - начало І тыс. до н.э.) отличается от предыдущих периодов - строительством наземных жилищ из дерева, изготовлением из бронзы орудий труда, украшений и оружия, более развитым ткачеством и гончарством. Однако отказаться полностью от изготовления орудий труда из камня и в этот период своего развития, люди еще не смогли.
Развиваются связи с другими народами. На улице Героев революции (современное название Трехсвятительская ) дом 9, найден клад свидетельствующий о культурных связях местного населения с племенами Западной Европы. В свою очередь приход новых племен, ассимилировавших « трипольцев », стал стимулом для следующего этапа развития общества.
В начале І тысячелетия до н. э., на смену бронзовому веку пришел век железа. На территории Киева было открыто несколько поселений раннего железного века. Одно из них обнаружено в 1959 году возле Кирилловской церкви. Здесь были найдены характерные для VІІІ - VІІ вв. до н. э. орудия труда, керамика.

В связи с появлением в VІІ в. до н.э. в Северном Причерноморье кочевых скотоводов – скифов, подчинивших себе причерноморские и поднепровские племена, на территории Киевской области появились укрепленные поселения. Одно из таких поселений было открыто и в черте современного Киева. Оно располагалось между Феофанией и с. Хотов. Обнесенное земляным валом высотой около 3 метров и глубоким рвом, городище имело оборонительные башни построенные из дерева и три защищенных въезда. Наземные жилища, состоящие из деревянных конструкций обмазанных глиной с последующим обжигом, располагались вдоль валов. Центральная же часть городища была свободна от построек и вероятно служила для содержания скота или была отведена под посевы. Общая площадь поселения около 31 га. Жители поселения были земледельцами и скотоводами, причем успешно разводили лошадей. Среди находок есть фрагменты греческой керамики, что свидетельствует о связях с античными городами Северного Причерноморья. В других поселениях были обнаружены характерные для V І - І V вв. до н.э. скифские мечи и наконечники стрел. В этот период местное население поддерживало тесные связи со Скифией. Следующим значительным этапом развития общества стала зарубинецкая или зарубинецко - корчеватовская культура ( І ІІ в. до нашей эры, І-ІІ вв. нашей эры ). Название происходит от села Зарубинцы Киевской области, а так же от расположенного на окраине Киева поселка Корчеватое, где впервые были выявлены следы этой культуры. Носителями зарубинецкой культуры бесспорно были ранние славяне. На территории Киева поселения зарубинецкого времени были открыты на Замковой горе, Подоле и Оболони, Юрковице и Никольской Слободке, Печерске и районе Львовской площади. Среди предметов быта, найденных в этих поселениях, кроме изделий из бронзы и железа, фрагментов керамики местного производства и греческих амфор было выявлено большое количество римских монет.

Святое предсказание

«…И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: « Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей ». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев…».

Так описывает пребывание на горах Днепровских, в первом столетии нашей эры, святого первозванного Апостола Андрея и доносит до нас пророческие слова его, летописец Нестор в труде своем «Повесть временных лет». ( Перевод с древнерусского Д. С. Лихачева).
Много воды Днепр морю Черному отдал, прежде чем сбылось предсказание. Только в конце V в. н.э. сложились все условия к созданию административно - политических центров союзов племен. Центром союза полянских племен стал Киев, красота, слава и богатство которого через некоторое время будет притягивать к себе внимание и добрых людей и злых.

Основатели-первые князья

« … Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем ) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был – де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: « На перевоз на Киев ». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян…». (« Повесть временных лет». Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева).

Археологические исследования, проведенные на Замковой горе, убедительно подтвердили реальность описываемых в летописи событий. Кроме того, найденные здесь монеты византийских императоров Анастасия І (491 – 518) и Юстиниана І (527 – 565) датируемые концом V – началом V І вв. свидетельствуют о возникновении Киева именно в этот период. Вероятно здесь размещалась резиденция Кия до того, как было построено на Старокиевской горе укрепленное городище - предтеча города Киева. Используя природные условия (с трех сторон Старокиевская гора имеет крутые, неприступные склоны ), поляне соорудили с северной стороны высокий земляной вал с частоколом и выкопали глубокий ров. Посередине городища находилось языческое капище, исследованное в 1908 году Викентием Хвойко.

В последующие века Киев стал постепенно развиваться, обретая черты феодального города. Согласно летописи, последние представители рода Кия - Аскольд и Дир правили Киевом во второй половине ІХ столетия. В этот время Киевская земля впервые продемонстрировала свою возросшую силу. В 866 году Аскольд и Дир совершили военный поход на Византию, однако внезапно разразившаяся буря, огромными волнами, разбила корабли о берег, и лишь немногим из них удалось вернуться домой. В 882 году, убив Аскольда и Дира, Киев захватил новгородский князь Олег. «…И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: « Да будет матерью городам русским…» ( « Повесть временных лет ». Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева ). Это событие совпало по времени с другим очень важным событием. Объединение Северной и Южной Руси в одну политическую систему с центром в Киеве, создало могучее государство – Киевскую Русь. В 907 году, Олег совершил удачный поход на Византию, что привело к подписанию очень выгодных для Руси торговых и мирных договоров.

После смерти Олега (912 г.) в Киеве княжил Игорь (912 – 945 гг.), после трагической гибели которого, власть перешла к его вдове Ольге ( 945 – 965 гг.), « …Сказали же древляне: « Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим ». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым подъемом. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а ловушка для птиц была вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор Уставщика позади церкви Святой Богородицы Десятинной; над горою был теремный двор – был там каменный терем… ». (« Повесть временных лет ». Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева).

Описываемое в летописи событие произошло в 945 году. Но не оно привлекает сейчас наше внимание. Нас интересует вторая половина этого фрагмента из летописи, где сообщается о двух княжеских дворах, один из которых находился в городе, а другой за его пределами. Археологические изыскания, проведенные в районе городища Кия, выявили сначала дворец князя находившийся вне города, а затем и второй княжеский дворец, вернее их фундаменты.

Второй, по времени находки, дворец имел круглую в плане, форму и очевидно представлял собою деревянную конструкцию на каменном фундаменте. Незначительная сохранность фундаментов этого строения и отсутствие каких либо аналогов, не предоставила возможности провести реконструкцию его внешнего вида. По найденным на месте раскопок фрагментам фресковой росписи, поливным керамическим плиткам и резным архитектурным деталям из шифера и мрамора, можно судить о богатом декоре здания. Вероятно этот княжеский дворец был построен еще во времена Аскольда.

Фундаменты сооружения древнерусского периода, обнаруженные на склоне Старокиевской горы, принадлежат, по мнению ученых, княжескому дворцу «вне города». Построенный позже, возможно во времена княжения Олега, этот дворец, своими размерами и убранством превосходил дворец «в городе» и в связи с тем, что возведен он на много лет раньше Десятинной церкви, речь о которой пойдет ниже, то вероятно его и следует считать первым каменным строением города Киева.
Во время правления Ольги, на Подоле, для приезжих христиан, была построена первая на Руси, деревянная Ильинская церковь (945 г.). Располагалась она на месте современной Ильинской церкви (ул. Почайнинская, 2). Через двенадцать лет (957 г.), Ольга и сама становится первым представителем княжеского рода, принявшим Православную веру.

« …Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с ней, и сказал ей: « Достойна ты царствовать с нами в столице нашей ». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: « Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь ». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере и сказал ей: « Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков… ». ( « Повесть временных лет ». Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева ).
После Ольги в Киеве начал княжить ее сын Святослав ( 965 – 972 гг.). Он продолжил политику усиления могущества государства. Заключил ряд выгодных для Руси договоров с Византией.

2 комментария:

  1. Длинная у города история, наверно одна из богатейших

    ОтветитьУдалить
  2. Прямо небольшая лекция по истории, спасибо

    ОтветитьУдалить